|
Топазы - откуда берутся цвета.
Топаз: цены, обработка, синтетические камни, имитация, методы мошенничества.
Топаз является фторосиликтаом алюминия. Полудрагоценный камень.
Основные физические характеристики.
Формула |
Al2[SiO4](F,OH)2 |
Топаз 129 карат. Бразилия.
Цвет природный
|
Сингония |
Ромбическая |
Цвет |
Бесцветный, желтый, голубой, розовый, красный, зеленоватый, фиолетовый. |
Цвет черты |
Белая |
Блеск |
Стеклянный |
Твердость |
8 |
Плотность |
3,49 — 3.57 г/см? |
Показатель преломления |
1,606-1,638 |
Цвета
топаза.
У большинства современных людей топаз ассоциируется с голубым цветом. Так было далеко
не всегда. Еще не так давно с топазом был прочно связан желтый цвет.
Все желтые
камни назывались топазом, а все топазы считались желтым.
Вообще наиболее часто встречается бесцветный топаз. Но он не представляет большой
ценности, поскольку не может похвастаться ни выдающимся блеском ни красивой игрой.
Стоит отметить, что цвет, в отличие от большинства других камней, топаза связан
не с наличием примесей а с дефектами структуры. Это замечательное свойство позволило
человеку искусственно изменять цвет топаза, придавая ему всевозможную окраску.
В природе топаз бывает
разных цветов: бесцветный, светло-голубой, желтый, коричневый,
фиолетовый, красный, розовый и т.д. и т.п. НО, камни имеющие от природы такие цвета
как красный, розовый, фиолетовый, зеленый очень редки и их очень сложно найти. Однако
эти цвета достаточно привлекательны и человек научился получать их искусственно.
На данный момент самым распространенным способом изменения(улучшения) цвета у топаза
является облучение(с последующей термообработкой или без нее). Дело в том, что облучения
как раз приводит к образованию дефектов структуры в результате чего и появляется
нужный цвет. Как соотносится происхождение цвета камня с его ценой можно проследить
на примере:
|
|
|
Топаз. 0.6 карат. Цвет природный
Ouro Preto. Бразилия |
Топаз. 19 карат. Цвет получен облучением
Бразилия |
Топаз. 0.81 карат. Цвет природный
Ouro Preto. Бразилия |
На фотографии приведены три империал топаза. Тот что посредине облученный.
Так вот, несмотря на то, что он в 20-30 раз больше двух других, его цена в 15 раз
ниже, чем у них. Т.е. необлученные камни стоят в сотни раз дороже, чем обработанные.
Правда здесь все зависит от цвета. Для светло-голубых камней разница не
столь значительна, однако достигает 50 раз. Для красных, розовых цветов разница
еще больше. Розовые, красные, фиолетовые топазы просто бесценны.
Я, наверно, не сильно ошибусь если скажу, что красный топаз стоит дороже чем такой
же рубин(тут конечно свои допущения, в частности я имею в виду камень где-то в 1
карат - рубины большего размера не обработанные стоят очень дорого).
Таким образом, 99.99% всех натуральных(чуть
позже вы поймете, почему это выделено) топазов имеющих империал, красный, розовый,
зеленый, фиолетовый цвет(хотя последние два вообще сложно найти) являются облученными
камнями. В принципе в этом нет
ничего страшного. Эти камни не вредят
здоровью(если конечно технология соблюдалась). Про постоянство цвета чуть позже.
Голубые камни встречаются в природе не так редко, но с одной оговоркой. Цвет их
светло-светло-голубой. Камни с более интенсивным цветом(Swiss Blue) встречаются
очень редко, а вполне возможно, что уже и не встречаются - единственное месторождение
в Швейцарии(откуда и пошло название цвета) приносящее камни такого цвета уже давно
выработано. Очень популярный последнее время цвет London Blue - синий(темно) вообще
в природе не встречается, т.е. камни такого цвета все облученные.
|
|
|
Топаз. Sky Blue Цвет природный
|
Топаз. Swiss Blue Цвет получен облучением
|
Топаз.London Blue цвет получен путем облучения. |
Перманентность окраски.
Вообще цвет полученный облучением достаточно постоянен.
Голубой и синий можно смело
назвать постоянным. Розовый и красный же могут со временем выцветать под действием
солнечного света и переходить в коричневатый.
Мистик топазы, радужные топазы, азотик топазы и прочие
Эти камни получены путем напыления на поверхность камня специального слоя дающего
такую картины. В качестве примера вспомните радужные круги от бензина на воде. Называть
камни после такой обработки природными, честно говоря, язык не поворачивается. Такого
цвета в природе нет. Слой, дающий этот эффект не долговечен и стирается со временем.
О самом грустном: синтетика и имитация
Синтетических топазов на рынке драгоценных камней сейчас нет! Дело в том, что синтетический
топаз стоил бы чуть ли не дороже природного и синтез его не развит в промышленных
количествах. Это хорошая новость.
Плохая состоит в том, что подавляющее большинство крупных топазов являются на самом
деле либо шпинелью либо сапфирами либо рубинами. Само собой синтетическими.
Дело в том, что синтез этих минералов налажен в промышленных количествах. Некоторые
физические характеристики шпинели(плотность, твердость, коэффициент преломления(в
меньшей степени) близки к таковым у топаза. Соответственно, синтетическая шпинель
является неплохой имитацией топаза. Корунд отличается от топаза по этим параметрам,
но его синтез налажен в промышленных масштабах, поэтому не взирая на все отличия
его все равно используют как имитацию. Само собой геммолог может отличить подделку,
но часто ли носят такие камни как топаз на проверку.
Выращенный кристал корунда. Около 2500 карат |
Выращенный кристал шпинели. Около 2500 карат |
Выращенный кристал корунда. Около 2500 карат |
Выращенный кристал корунда. Около 2500 карат |
"Топаз" около 25 карат |
"Топаз" около 36 карат |
"Топаз" около 28 карат |
"Топаз" около 30 карат |
"Топаз"
|
"Топаз"
|
"Топаз"
|
"Топаз" о |
"Топаз"
|
"Топаз"
|
"Топаз"
|
"Топаз"
|
В этой таблице в верхней строке изображены кристаллы шпинели и корунда выращенные
лабораторно, а ниже приведены образцы ограненных камней, полученные из таких кристаллов
и выдаваемые за топазы. Само собой все эти камни топазами не являются.
Таким образом, хочется отметить, что покупка крупных топазов связана с определенным
риском. Есть очень большой шанс(около 95%) получить совсем не топаз. Так же хочется
отметить тот факт, что 99.99% природных топазов, имеющих красный или розовый цвет
- это облученные камни.
Источники, используемые при подготовке материала:
- Г. Смит. Драгоценные камни //Издательство Мир 1980 г. 590 стр.
-
http://www.giathai.net
-
http://www.giathailand.com
- http://www.wikipedia.org/
|
|